Радио И Авторские Права

Команда юристов — Русслидсюрист пишет Вам. Мы рассказываем свой опыт и знания, которого в совокупности у нас больше 43 лет, это дает возможность нам давать правильные ответы, на то, что может потребоваться в различных жизненных ситуациях и в данный момент рассмотрим — Радио И Авторские Права. Если в Вашем случае требуется мгновенный ответ в вашем городе или же онлайн, то, конечно, в этом случае лучше воспользоваться помощью на сайте. Или же спросить в комментариях у людей, которые ранее сталкивались с таким же вопросом.

Аttention please, данные могут быть неактуальными, законы очень быстро обновляются и дополняются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

Использовать произведения, транслируемые в радиоэфире, можно различными способами. Так, прослушивание радио в личных целях дома или в автомобиле с точки зрения закона не создает обязательств перед создателями музыкальных произведений. Однако если в заведении играет радио для посетителей, то, по смыслу действующего законодательства и его судебного толкования, владелец такого заведения (далее — пользователь) выступает лицом, организующим публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, что недопустимо без выплаты вознаграждения правообладателям (см., например, п. 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утв. Президиумом ВС РФ 23.09.2020, Определение ВАС РФ от 23.05.2013 № ВАС-6122/13 по делу № А65-8562/2012).

Когда исполнение произведения считается публичным?

Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры о передаче полномочий по управлению правами, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Какие функции выполняют организации по коллективному управлению правами?

При этом необходимо учитывать наличие у аккредитованной организации ряда преимуществ перед независимыми игроками — таких, например, как размер каталога, широкие возможности по представительству интересов зарубежных правообладателей и, наконец, наличие того факта, что аккредитованная организация, очевидно, не ликвидируется, не пропадет, так как является публичным, фактически государственным, институтом управления правами.

Российское Авторское Общество (РАО) к этому вопросу подходит просто: нельзя, за такую трансляцию необходимо платить по тарифам и ставкам, установленным РАО. При этом судебная практика в этом вопросе полностью поддерживает РАО. Так, например, в одном деле РАО обратилось в суд общей юрисдикции по причине того, что в кафе были публично исполнены музыкальные произведения, транслируемые «Радио СИ». По итогам дела Свердловским областным судом было вынесено Определение, резюмирующее, что «предприятия торговли, общественного питания и другие подобные организации обязаны выплачивать авторское вознаграждение за использование на своих площадках охраняемых законом авторских произведений» (см., Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.07.2007 г. по делу N 33-4822/2007).

Радио в магазине, как на это смотрит закон?

С одной стороны, можно подумать, что данное разрешение ситуации не соотносится с законом, так как в законе сказано, что использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) (что подразумевает платность такого использования) считается, в том числе публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением (пп.6., п.2, ст. 1130 ГК РФ). Из чего можно сделать логический вывод о том, что если вход в заведение является бесплатным, то транслировать радиопередачи можно и без авторского вознаграждения.

Рекомендуем прочесть:  Чем Отличается Предоплата От Авансового Платежа

За музыку придется платить

С таким подходом полностью не согласен Суд по интеллектуальным правам, который указывает, например, в своем Постановлении от 03.09.2020 N С01-817/2020 по делу N А55-17979/2013, что при прослушивании радио используются два объекта: радиопрограмма – как объект смежных прав, и музыкальные произведения – как объект авторских прав, — а к объектам авторских прав не применяются нормы, регулирующие вещание радиопрограмм, в частности ст. 1330 ГК РФ. Вывод суда – за прослушивание музыкальных произведений по радио собственники мест, открытых для свободного посещения, публичного исполнения музыкальных произведений с помощью технического средства в составе радиопрограммы — должны платить.

извените что возможно вопрос не по теме, а если допустим бармен на своем рабочем месте просто для себя слушает музыку и любит ее слушать громко, а посетители не возражают против шума? и еще вопросик, если слушать музыку дома но также громко ( ну нравится если людям) что тоже нужно платить?

Докажут легко. придут к вам составят протокол о совершении адм правонарушения, протокол о выемке контрафактной продукции, предметов адм правонарушения, средств воспроизведения и т.п. когда у вас все отберут махать кулаками будет поздно. метод рао и подобных агентств — платите похорошему, а то мы на вас на капаем. не исключены и откаты (с валового дохода агентств) в пользу верховных руководителей господ в сером. а судом они даже замарачиваться не будут. больно им нужны ваши гроши взыскивать через суд. а так десять показательных дел и сами все побегут к ним. а вы когда закупите новое оборудование снова получите предложение работать «цивилизованно», в противном случае повторение показательного выступления господ в сером.
кстати на счет суда. по соглашениям с рао и т.п. ежемесячно вы должны представлять отчеты о песнях, авторах, исполнителях, количестве проигрываний и т.п. якобы для распределения между правообладателями. вы думаете кто-либо будет заморачиваться с проверкой ваших данных. Меняй в отчете ежемесячно композиции местами и все будет пучком. просто очередная обираловка и показ западным коллегам что Россия есть цивилизованное государство. Я бы лучше на месте законотворцев предложил вариант включать разовое вознаграждение авторам и исполнителям в цену продажи диска (к примеру), строгое преследование за использование нелицензионных дисков. тогда бы этого фарса с распределением сборов не было.
Еще любопытная особенность:
Мне нравится Розенбаум. Поставлю ка я в отчете, что в только Розенбаум один играет у меня целый месяц. Во ему бобла отвалят. А завтра мне может начать нравиться Киркоров. Фарс, да и только.

Поиск по теме

см. ч. 4 гражданский кодекс.
на самом деле они могут вам доставить большие гемморои. есть внутренний приказ мвд по пресечению нарушения авторских прав, где говорится что мвдэшники должны работать с рао и т.п. организациями.
нарушение у вас есть, эт однозначно. и не важно что вы транслируете радио, тв или диджей играет (за исключением лично вашего публичного выступления). если вы их требования не выполняете, то поступают они просто: звонок в спецотдел увд (не помню как он правильно называется), приходят господа в сером, все изымают включая устройства используемые для наршения авторских и смежных прав и адъю. итог и штраф, и иск (может быть) и без техники вы остались.
расчет выплат по соглашению с РАО или РОУПИ за висит от количества посадаочных мест. знаю что если от 100 до 150 это где то 8000 р. там еще коэфы разные есть в зависимости от города.

Если Вы не получили надлежащего разрешения и транслируете музыку без договора, будьте готовы, что сначала в Вашем заведении сделают аудио-видео фиксацию данного факта, а затем привлекут к ответственности и предъявят иск на сумму от 20 000 руб за каждый зафиксированный трек. Наша компания предоставляет музыкальный контент от 25 руб/день за более чем 20 000 треков, собранных в подборки для различных видов бизнеса, с регулярными обновлениями. И мы настоятельно рекомендуем не рисковать и подключиться к нашему сервису на законных основаниях. Это дешевле, качественнее и удобнее.

Рекомендуем прочесть:  Образец Декларации При Продаже Автомобиля Менее 3 Лет 2020

Когда Вы платите за скачивание музыки или даже фильмов, в этом случае Вы по существу приобретаете лицензию, однако, Вы можете воспроизводить контент только в некоммерческих целях. Вы можете слушать песни для себя любимого столько, сколько хотите, но не можете воспроизводить их публично.

2. Является ли законным играть приобретенную музыку, например, в iTunes на моем iPod / iPad / iPhone, CD, MP3 или цифровых файлах для фоновой музыки в бизнесе?

Это означает, что они лицензированы для частного, некоммерческого использования (идеально подходят для использования дома с друзьями и семьей). Для воспроизведения музыки в общественных местах, включая Ваших клиентов и сотрудников, Вам необходимо платить отчисления сразу в две контролирующие организации — РАО и ВОИС.

Была ли Вам полезна представленная информация?
Да, полезная и нужная информация.
58.41%
Непонятно, потому что нужна еще консультация юриста.
24.78%
Ничего нового не узнал(а).
16.81%
Проголосовало: 113
  1. Во-первых, есть множество аналогичных организаций, которые сотрудничают с правообладателями напрямую, иными словами занимаются музыкальным оформлением с точки зрения бизнеса – можно заключить договор с ними.Существенным минусом выступит только тот факт, что вы будете ограничены в подборе музыки, придется выбирать «из того, что есть». В этом плане у ВОИС определенное преимущество, ведь в силу закона данная организация может по умолчанию представлять интересы любых правообладателей пока те сами от этого не откажутся.
    Из этого следует, что перечень фонограмм** у них внушающий.** Проверить наличие фонограммы того или иного исполнителя можно на официальном сайте ВОИС в разделе «Реестр» заполнив предложенные поля формы.
  2. Во-вторых, можно использовать фонограммы, перешедшие в статус общественного достояния. Переход происходит в тот момент, когда заканчивается срок действия исключительного права на них. В таком случае вознаграждение платить не придется. Исключительное право на запись исполнения в соответствии с ГК РФ действует в течение 50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.
  3. В-третьих, можно напрямую сотрудничать с исполнителями и изготовителями в части создания музыкального контента именно для вашего бизнеса. В этом случае платить вознаграждение ВОИС и аналогичным организациям не придется, но затраты на создание фонограммы в разы превысят ежемесячные ставки за использование уже существующих записей исполнения.

В случае, если заведение не идет на так называемый «контакт» и не имеет договоров с другими аналогичными организациями, то ВОИС, как правило, поступает следующим образом: подает иск в суд о взыскании компенсации в пользу правообладателя и/или же передает информацию в правоохранительные органы, а те в свою очередь, фиксируют факт нарушения и направляют материалы в суд для привлечения к ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Ответственность за бездоговорное публичное исполнение фонограмм.

Чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, пользователю (тот, кто публично исполняет фонограммы) после получения подобного уведомления необходимо заключить договор с ВОИС. Именно в договоре прописываются сроки выплаты и размер вознаграждения, который по большей части зависит от специфики бизнеса и может включать в себя как основные, так и дополнительные платежи, порядок и сроки предоставления отчетности пользователя об использовании фонограмм. Образцы договоров и полный перечень ставок для расчета вознаграждений находится в открытом доступе на официальном сайте ВОИС.

Пение песни на концерте названо в этой статье «публичным исполнением»: «публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения».

Рекомендуем прочесть:  Лазарев Сергей Николаевич Если Отец Забрал Ребенка И Не Отдает Что Делать

Что такое «публичное исполнение»?

Относительно концертов говорилось там следующее: «Плательщиками авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений являются юридические и физические лица, в том числе государственные, кооперативные, частные, малые и совместные предприятия, ассоциации и фонды, осуществляющие или организующие публичное исполнение произведений: театры (в том числе театры-студии, любительские самодеятельные театры), концертные и цирковые объединения, исполнительские коллективы, филармонии, цирки, клубы, дома и дворцы культуры, дома офицеров, военные ансамбли и оркестры, дискотеки и танцевальные площадки, парки, сады, стадионы, спортивные и киноконцертные залы, кинотеатры и видеосалоны, бары, кафе, рестораны и другие предприятия общественного питания, пансионаты, дома отдыха и санатории, предприятия бытового обслуживания, пассажирского транспорта и другие, а также организации, воспроизводящие выпущенные в свет произведения литературы и искусства в передачах телерадиовещания.»

О вреде посредничества.

РАО, которое в последнее время пристально следит за тем, что о нем пишут в Интернете, оперативно публикует на своем сайте пресс-релизы для «представителей различных СМИ и блогосферы», посвященные таким инцидентам. Например, про «Любэ» и «Scorpions» там есть аж три сообщения: общий пресс-релиз, позиции немецкого общества GEMA и продюсерского центра Игоря Матвиенко. Сайт этот непопулярен и сообщения эти мало кто читал. Но этого можно и не делать: позиция РАО по таким конфиликтам всегда одна и та же. Сводится она к тому, что запрещать артисту петь свои (или чьи-либо еще) песни никто и не думал: платить авторские отчисления, якобы, должен организатор концерта, к которому и направлены претензии РАО…

  • Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков или выплате компенсации за нарушение авторских и смежных прав (ст. 1301, 1311 ГК РФ). Компания заплатит от 10 тыс. до 5 млн руб. или возместит двукратную стоимость права использования произведения (объекта смежных прав). Размер определяет суд, исходя из стоимости, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за правомерное использование такого объекта. При неоднократном или грубом нарушении суд вправе принять решение о ликвидации компании по требованию прокурора (ст. 1253 ГК РФ).
  • Административная ответственность за незаконное использование произведений или фонограмм установлена частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ. для директора – от 10 до 20 тыс. руб., для компании – от 30 до 40 тыс. руб. Экземпляры произведений и фонограмм, а также материалы, оборудование и иные средства, используемые для воспроизведения, конфискуют.
  • Размер уголовного наказания зависит от стоимости прав на использование произведений. Если стоимость авторских прав составляет от 100 тысяч до 1 млн рублей — то выплачивается до 200 тыс. руб. или в размере дохода директора за период до 18 месяцев, обязательные работы до 480 часов, принудительные работы и лишение свободы до 2 лет (п. 2 ст. 146 УК РФ). Если стоимость прав – от 1 млн руб, то уголовка обернется принудительными работами до 5 лет, лишением свободы до 6 лет со ом до 500 тыс. руб. или в размере дохода директора за период от 3 лет (п. 3 ст. 146 УК РФ).

И как это контролируется?

В сентябре суд первой инстанции согласился, что водитель такси не имел права включать музыку, поскольку таксопарк не заключил договор с РАО и не выплачивал авторские отчисления. Но Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение и отказал в удовлетворении иска.

Иск против таксистов

В конце 2011 года РАО подало иски против Московской, Свердловской и Нижнетагильской филармоний. Особенностью исков было то, что РАО фактически требовало от филармоний выплаты авторских вознаграждений за произведения классиков, живших несколько веков назад. Районный суд в Екатеринбурге прекратил производство дела, так как споры с участием организаций по коллективному управлению авторскими правами были отнесены к подведомственности арбитражных судов, но РАО заявило о намерении довести судебное дело до конца. Суть конфликта состоит в том, что многие годы отчисления в РАО производились без учёта реального времени звучания современной в концерте (10 % от всего сбора с концерта, даже если произведение звучало 5 минут из 1,5 часов).

Русслидсюрист
Оцените автора
Главное юридическое управление для населения